FANDOM

Данилевский
(1838—1923) — русский биохимик. В 1860 окончил Харьковский университет. В 1863 защитил докторскую диссертацию и в том же году избран ординарным профессором Казанского университета. В 1871 был уволен за участие в протесте группы профессоров против преследования прогрессивного ученого-анатома П. Ф. Лесгафта и выехал за границу, где работал в лабораториях Р. Вирхова, Э. Дюбуа-Реймона и др. С 1885— проф. Харьков. ун-та, а с 1892 — Военно-медицинской академии в Петербурге. Данилевский создал первую в России крупную физиолого-химическую школу и организовал кафедры физиологической химии в университетах Казани, Харькова и в Военно-медицинских академии в Петербурге. Работы Данилевского в основном посвящены ферментам, химии белков и вопросам питания. Впервые осуществил разделение амилазы и трипсина поджелудочной железы, применив разработанный им метод избирательной адсорбции трипсина на частицах коллодия. Адсорбционные методы разделения являются одним из основных приемов в препаративной и аналитической работе современной биохимии. Им была показана коллоидная природа ферментов. Данилевский экспериментально доказал, что действие сока поджелудочной железы на белки представляет собой реакцию гидролиза, в результате которой белки расщепляются до пептонов. Он показал также обратимость этого процесса и впервые осуществил ферментативный синтез белков из пептонов; в качестве синтезирующего фактора Данилевский использовал сычужный фермент желудочного сока. Широко известны его труды в области химии белков. Разработал метод извлечения основного мышечного белка — миозина, и детально изучил его; исследовал белки печени, почек и мозга; предложил разделение белковых фракций на глобулиновую, строминовую и нуклеиновую; предложил первую научную классификацию белков мозга. Сформулированная Данилевский оригинальная теория строения белковой молекулы (1888) частично предвосхитила полипептидную теорию Э. Фишера (1902). Данилевский изучал также вопрос о взаимосвязи различных белковых фракций между собой и с др. веществами в цитоплазме живой клетки. Изучая причины устойчивости стенок желудка и кишечника по отношению к ферментам желудочно-кишечного тракта, Данилевский обнаружил особые вещества — антипепсин и антитрипсин, которые препятствуют самоперевариванию. Данилевский, совместно с братом В. Я. Данилевским, организовал издание первого русского физиологического журнала ("Физиологический сборник", 1888—91). 

Ad blocker interference detected!